Картинная галерея

2

Формально история картинной галереи начинается 18 мая 1996 года, хотя задолго до ее открытия уже велась подготовительная работа, проводимая сектором изобразительного искусства краеведческого музея по изучению и комплектованию фондов. Данная работа продолжается и сегодня. В наши дни галерея обладает интересной коллекцией многонационального искусства народов Карачаево-Черкесии в количестве 1300 произведений изобразительного искусства.

Она разместилась в угловом одноэтажном кирпичном доме, построенном в 1904 году и являющемся памятником общественной архитектуры дореволюционного периода, в котором ранее находился коммерческий банк купца Энгеля.

Графически четкий, строго геометрический объем здания прекрасно вписан в историческую застройку, выразительно выглядит с различных точек зрения. Здание имеет угловую композицию и воспринимается как запоминающийся акцент рядовой застройки. Общая концепция постройки и отдельные декоративные мотивы фасада характерны для зданий южного модерна.

Следует отметить, что в архитектурном отношении этот памятник является одним из самых представительных в данном ансамбле.

Стремление к стилевой цельности проявляется и в оформлении фасада здания ритмическим повтором геометрических форм отделки выступающих вертикалей, подчеркивающих линии входной двери и окон. Оконные проемы обрамлены в верхней части лепным карнизом. Линейная и рельефная строго геометрическая орнаментация содержит некоторые элементы восточных мотивов в виде полумесяцев. В парапете крыши – архитектурные детали в виде небольших по размерам башенок. Таким образом, в архитектонике здания очевидно стремление к красоте всех функционально необходимых элементов.

История формирования коллекций картинной галереи во многом типична для провинциальных музеев. Изначально собрание по изобразительному искусству было небольшим, входило в художественный раздел краеведческого музея и складывалось в течение всей его истории, чтобы в последствии стать полноправным филиалом музейного объединения.

Поскольку коллекции музея были утрачены в годы Великой Отечественной войны, в сегодняшних фондах картинной галереи находятся произведения, собранные уже в послевоенные годы. И как любому провинциальному музею, ей не достает академической полноты.

В число «раритетных» экспонатов входит живопись Ю. Клевера (1850-1924г.) выпускника Санкт-Петербургской Академии художеств поэтичные

пейзажи которого пользовались успехом широкой публики. Пейзажи Клевера из нашего собрания: «Закат солнца над разливом», «зимний вечерний пейзаж», «Сельский пейзаж с копнами у сосны» и «Домик у реки» характерны живописи салонно-академического направления 2-й пол. XIX века.

Галерея преобладает весьма ценным собранием прекрасных акварелей одного из учеников известного русского художника Константина Коровина (1861-1939) – И.Ф.Жильцова (1887-1979), воспевшего красоту природы Кавказа. И.Ф.Жильцов относится к тем мастерам пейзажной живописи, чье творчество мало изучено, но заслуживает самого пристального внимания. В собрании музея хранится 55 акварелей художника. Обычно он писал свои пейзажи тонкими кистями, накладывая краски мелкими мазочками. Его живописная техника и колорит оставались неизменными на протяжении многих лет. У него была прекрасная живописная школа, предопределившая умение мастера в передаче световоздушной среды. Он был всегда верен традиционному классическому натурному пейзажу, построенному по академически уравновешенно. Включая в пределы листа обилие интересных деталей: упавший ствол дерева, валуны камней и бурлящий поток реки. Его пейзажи удивительно поэтичны, красочны, задумчивы.

Советское академическое искусство 1930-1960-х годов представлено пейзажами известного живописца А.В.Куприна (1887-1960) – одного из представителей нашумевшего в свое время объединения художников «Бубновый валет», члена объединения «Московская живопись», впоследствии члена-корреспондента Академии Художеств СССР, заслуженного деятеля искусств.

В коллекции имеются работы его ученицы и жены – Т.С.Анисимовой (1915-1993), на все творчество которой оказала сильное влияние школа А.В.Куприна, манера письма. Анисимова была дочерью географа и писателя, автора многочисленных работ по Кавказу. Она много путешествовала с отцом, посетив горную Северную Осетию, Кабардино-Балкарию, Карачай, Чечено-Ингушетию, Армению… Горы стали главной темой в ее творчестве. Кроме того, она иллюстрировала путеводители отца, создала обширную галерею горцев, участников альпиниад. Исполненные в экспрессивной технике сепии, портреты из этой серии, которые в количестве работ хранятся в фондах галереи, представляют кроме художественной еще и краеведческую ценность.

С горами Кавказа, с его альпинистскими победами связана жизнь и творчество заслуженного мастера спорта по альпинизму, участника обороны Кавказа в годы Великой Отечественной войны, художника, члена Союза Художников России А.А.Малеинова (1915-1984), более 30 живописных и графических работ которого находятся в собрании картинной галереи.

И все же самую значительную часть собрания галереи составляют работы современных художников КЧР, в числе которых произведения заслуженного художника РФ П.М.Гречишкина, долгое время жившего и

работавшего в Карачаево-Черкесии, чьи пейзажи украшают экспозиции многих музеев Южного Федерального округа.

Среди блестящей плеяды современных художников Карачаево-Черкесии достойное место принадлежит живописцу Х-М.Х.Чомаеву. Им создано свыше 300 прекрасных картин, входящих в сокровищницу изобразительного искусства республики. Его творчество любимо и почитаемо народом, а многие его картины стали своеобразной визитной карточкой республики («Тамада», «Товарищи», «Портрет горца», «Рим-гора»), подобно скульптурной композиции «Горянка» Х.Б.Крымшамхалова, украшающей центр г. Карачаевска. В лучших традициях реалистической живописи выполнен портрет горца на картине «Тамада». Лицо героя картины привлекает одухотворенностью, состоянием глубокого раздумья и внутренней сосредоточенности. Фигура его дана крупным планом, поэтому монументальность композиционного решения картины возвышает созданный художником образ.

Из художников старшего поколения, начавших творческую деятельность в конце 60-х годов XX века, в фондах музея хранятся произведения Н.Крицкого, В.Бекетова, И.Акова, А.М.Гречкина. Среднее поколение художников КЧР составляют в большинстве выпускники худграфа КЧГУ, в числе которых можно выделить М.Борлакова, У.Мижева, М.Хахандукова, Ю.Карасова, М.Хабичева и др. Большой интерес у посетителей галереи всегда вызывает картина заслуженного художника РФ У. Мижева «Хасаука», которая стала первым прикосновением карачаевского изобразительного искусства к национальной исторической трагедии 1828 года. Картина посвящена битве, решившей судьбу карачаевского народа. Художник создал в ней коллективный портрет своего народа перед лицом истории, бережно выявляя в нем благородные, возвышенные и прекрасные черты. А величавый пейзаж кавказских гор подчеркивает настроение духовной сосредоточенности.

Сравнительно небольшой является коллекция скульптуры, в которой представлены работы М.Кубанова (1943-1991), закончившего два известных в стране ВУЗа: Строгановское училище в Москве и Ленинградское им.Мухиной, и М.Хабичева, дипломанта зональных, всероссийских, всесоюзных выставок, чье творчество является собой новый этап в развитии национальной культуры и искусства народов КЧР.

Картинная галерея работает в постоянном контакте с Карачаево-Черкесским отделением Союза художников РФ, членами которого являются большинство работающих сегодня художников. Ежегодно организуется свыше 10 персональных и тематических выставок. Хорошей традицией становится передача в фонды музея произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства в виде подарков от авторов. Именно так были переданы в фонды картины и серия графических листов Н.Г. Кузнецова, живопись Т.Безгодовой, М.Хахандукова, а также работы талантливых молодых художников, в числе которых произведения

мелкой пластики Алимат Алиевой, живопись Руслана Маршанкулова и акварели Татьяны Сафроновой.

Картинная галерея выполняет неоценимую роль в эстетическом образовании молодежи республики. Став местом общения и синтеза искусств, она оказывается незаменимой в образовательно-воспитательном процессе. Через общение с музейной средой, с подлинными произведениями изобразительного искусства приобретаются навыки понимания прекрасного, развивается визуальное мышление. Картинная галерея стремится сочетать привычные виды музейной деятельности с новыми формами. К привычным относятся тематические экскурсии и лекции, к новым – устройство выставок и мероприятий, адресованных определенным социальным и возрастным группам.

За первое десятилетие работы картинной галереи накоплен определенный опыт работы с различными категориями посетителей и в частности со школьной аудиторией по программе цикловых занятий «Азбука искусств». Эти занятия, построенные методом диалога, в живой, увлекательной форме, не только знакомят детей со спецификой изобразительного искусства, его языком и видами, но и включают в себя задачи развития художественного восприятия. Устойчивый интерес преподавателей и школьников к «музейным урокам» выявил перспективность дальнейшей работы именно с этой категорией детской аудитории.